Автор Тема: Альтернативный метод решения больших кубов  (Прочитано 6702 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Леннон

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1 088
  • Пол: Мужской
  • Спящий.
Ранее, этот способ решения, был описан в теме про возможности сборки простого 3*3*3.

Можно сказать, что это продолжение некоторых самодельных путей решения, используемых для 3*3*3-куба. Время шло, обнаруживались всё новые фишки, и вскоре кое-какие способы решения стали возможны не только для 3*3*3, но и для гораздо больших кубов - 11*11*11.

Хотя методы не особенно быстрые, время сборки всё же достаточно играбельное:

Кубик 3*3*3 - 1,5 мин. Более "скоростной" вариант выдаёт до 40 сек/сборка, рекорды до 29 сек.

Кубик 4*4*4 - 4-5 мин.

5*5*5 - 7-9 минут.

11*11*11 - 1 час 15 минут, и менее.

Отчасти, эти способы решения (с пояса, или с двух сторон), оказались похожи на метод В. Морозова, отчасти они сродни с ещё одним методом, автором которого был Риан Хейс:

http://www.speedsolving.com/wiki/index.php/Human_Thistlethwaite_Algorithm

http://www.ryanheise.com/cube/human_thistlethwaite_algorithm.html

Видео: http://www.youtube.com/watch?v=K5vI7nSqJBw

У моего варианта, есть грубое сходство и с рёберно-уголковой схемой - сначала правильно ориентируются и частично переставляются рёбра (до рёбер, частично могут упорядочиваться центра - в больших кубах), затем - грубая ориентировка уголков, и в конце решения, идёт уже более тонкое упорядочивание частей.



Суть метода состоит вот в чём: у кубов на противоположных гранях частенько (как правило), присутствуют наклейки схожих цветов - красный/оранжевый, синий/зелёный, белый/жёлтый.

Пользуясь этим сходством цветов, можно собирать 3*3*3 или большие кубы, используя манёвры, мало подходящие для известных способов решения - часто это оказывается довольно эффективно, по количеству ходов, т.к. часто для упорядочивания требуются довольно грубые и короткие комбинации.

Ну и кроме того, такие методы могут быть много интереснее более стандартных путей - даже сборка такого "скучного" куба как 11*11*11, приобретает иные краски. Поскольку метод был самодельным, то практически все приёмы обнаруживались в процессе решений, или "экспериментов".

Кое-какие приёмы, были добавлены в решение не так давно, и с некоторых пор, получился вполне самостоятельный метод, рассчитанный для борьбы с большими кубами.



Начинается всё с интуитивной сборки двух центров. Для начала "половинки" центров:
(причём противоположные цвета пока не сепарируются).



Затем полные квадраты:
(у кубов большего размера чем 5*5*5 и 4*4*4, всё будет начинаться с квадратов 2*2, или 3*3*3, а потом расширяться дальше, до краёв).



Далее, идёт постройка двух пар других центров.
(если собирается очень большой куб - 11*11*11, то достаточно всё внимание сконцентрировать на сборку одной пары сторон, а вторые соберутся сами).

Этот шаг как и предыдущие - скорее интуитивный.



Следующий шаг - постройка двух "крестов". Две стороны куба, собираются как минимум, до двухцветных крестов, без уголков. Тут достаточно применения грубых коммутаторов, вроде R U' R' и т.д.



Далее - упорядочиваются элементы "пояса". Здесь применяется либо "плоский" утроенный коммутатор - R2 U' R2 U * 3, либо ещё один приём, на основе R2 Uw' R Uw R2. В данном случае, X = R2 Uw' R Uw R2 + Dw2 + R2 Uw' R Uw R2



Правильно объединённые рёбра одного "пояса":



Затем, идёт создание ещё четырёх крестов. Для этого, рёбра соединяются сначала в пары по соответствующим цветам (синий+зелёный), а потом быстро упорядочиваются до ещё двух поясов.

На каждой стороне в итоге образуется как минимум двухцветный крест:



Правильно объединённые в три разных пояса рёбра:



Далее, идёт "раскрутка" уголков. Применяется A = D L' U R2 U' L D', либо, ещё ранее, на стадии сборки двух крестов, можно применять L' U R2 U' L.



Вариантов этого приёма много. Пятиходовка погрубее, семиходовка более тонко воздействующая (не разрушает крестов). Зеркальный вариант - (D') R U' L2 U R' (D).
Разворачивает пару уголков, относительно U/D-сторон, был найден впервые за счёт "псевдорукса".



Правильно развёрнутые уголки:



Далее, производится процесс окончательной расстановки уголков, за счёт поворотов на 180.



Это возможно далеко не всегда, поскольку, кроме полностью собранных 8 уголков, возможны ещё две фазы:

1. Пять уголков расположены правильно, три взаимно перемещены.
2. Шесть уголков расположены правильно, два взаимно перемещены.

Фаза-1 на 3*3*3:



Фаза-2 на 3*3*3:



Фаза-1, в чистом виде:



Исправляется это дело уже применяемыми ранее приёмами. Фаза-1 решается при помощи комбинации на основе R2 U' R2 U R2.

Это например: D + R2 U' R2 U R2 + D2 + R2 U' R2 U R2 + D

Фаза-2, за счёт приёма A (два неправильных уголка на левую грань):

A + x2 + A + L E2 L E2 L, или A + L2 + A + L E2 L E2 L,

где L E2 L E2 L - для быстрой поправки четырёх составных рёбер.

В итоге с углами вин:
(далее я могу безнаказанно делать повороты на 180, и углы никуда не разбегутся. Вернуть назад их будет просто).



Затем, рёбра объединяются в пары, с использованием хода C = L F2 u2 F2 L':
(делает быстрый обмен рёбрами, между двумя парами составных рёбер).



Поскольку я веду сборку по совершенно иному принципу, то чистые OLL или PLL-паритет мне не грозит (они решаются гораздо более плавно). Но возможно состояние, когда останется всего два перепутанных ребра, и комбинация C, не помогает:



Тогда делаем такую хитрую уловку:

1. Сдвиг внутреннего слоя на 90 - u/u'.

2. Быстрая перестановка центров, для их восстановления - r2 l2 u2 r2 l2 u2:

3. Реакция диспропорционирования рёбер - правильные налево, неправильно "развёрнутые" вправо - L2 d2.

4. Разворот пары составных неправильных ребер - X = F' M F' R2 F M' F'



В итоге получается состояние, где перепутаны не 2 а 3 пары ребер. Это комбинацией C решается, например комбинация: C + F2 + C:



Сначала, получатся 8 правильно собранных ребер (в двух поясах по два, в третьем - все), а потом - все 12.
(Здесь N = L F2 u2 F2 L' = C, на изображении сделал опечатку, а исправлять было лень)



Далее легко восстановить порядок среди уголков:



Далее, упорядочиваются рёбра:
(Z = M U2 M' U2, Z1 = M2 U2 M2 U2, и т.д. - применяются по обстановке H = r2 U2 r2 U2 r2 - в крайнем случае).



И остаётся упорядочивание центров, где базовой комбинацией является r2 u2 r2 u2:
(сама комбинация, перемещает между двумя гранями, две пары центров, но за счёт построения более сложных комбинаций, возможно перемещение и одной пары центров, с любого положения).



На симуляторе результат легко укладывается в 10 минут, на реальной модели куба намного меньше поскольку многие повороты крутятся в разы быстрее.



Думаю, немного замудрённый механизм метода, больше понравится злостным и слишком умным "альтернативщикам" ненавидящим послойную сборку  ;D На мой взгляд у такого способа есть некоторые преимущества:

1. На самом деле, страшные и непонятные формулы, описывают весьма интуитивные действия, например R2 U' R2 U R2 - выдёргивает один уголок из нижнего слоя, подумайте сами, как это можно использовать.

2. По настоящему сложных и громоздких формул здесь нет, а значит и риска запутаться посередине алгоритма тоже нет (я могу остановить сборку где-то на полпути, уйти куда-нибудь на трое суток, и при этом направление сборки не потеряется. Ну или мне так только кажется  :D). По крайней мере, основа на грубых, интуитивных приёмах, способна создать удивительно мягкую, плавную схему решения, без резких перескоков, вроде OLL-паритета.

3. Просто весьма забавный процесс сортировки цветов. Многое можно делать чисто наугад и всё равно не ошибаться  :)
Во многих ситуациях нет разницы в какую сторону крутить грань - хоть U, хоть U', всё будет правильно. Например: L' U R2 U' L'/L.
F R U L D * 252

Оффлайн Леннон

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1 088
  • Пол: Мужской
  • Спящий.
Применение метода на 11*11*11-кубе. Время сборки, доходило до примерно 1 часа.



Начинается всё с постройки двух 2х-цветных квадратов 3*3, например - на красной и оранжевой сторонах.

Сначала можно сделать часть одного квадрата - 2*3.
Затем строится второй 2*3, далее оба расширяются до 3*3.



Далее, идёт их постепенное расширение до 5*5.

Сначала расширяется один, до 4*5.
Затем второй, до 4*5.
Далее, оба окончательно расширяются до 5*5.



Аналогично, через 6*7, до двух 7*7.



Аналогично, через 8*9, до 9*9:



Аналогично по такому же принципу, собираются квадраты з синих + зеленых центров.



Теперь собираются девятки красных и оранжевых рёбер.



Далее, идёт сборка других рёбер.



Затем, идёт сборка уголков, и на каждой грани остаётся только по два цвета:



Далее, идёт сортировка цветов, сначала уголки и рёбра, в последнюю очередь, собираются центра:



Есть в схеме, тонкое, рвущееся место - огромное число центров, собирается по сути в два этапа. Их "повторная сборка" отнимает немало времени.
Возможно, с этим можно что-то сделать, и тогда сборка легко будет укладываться в один час.
F R U L D * 252

Оффлайн Леннон

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1 088
  • Пол: Мужской
  • Спящий.
Очередное "издевательство" над четвёркой >:D >:D >:D

<a href="http://www.youtube.com/watch?v=yilTn2VA1zg" target="_blank">http://www.youtube.com/watch?v=yilTn2VA1zg</a>
F R U L D * 252

Оффлайн sm

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 184
  • Пол: Мужской
Очередное "издевательство" над четвёркой >:D >:D >:D

Спасибо за наглядное пособие!
Теперь мне стал более понятен принцип сборки о котором ты писал ранее - в качестве преимущества мы здесь имеем доступ к 180 градусным поворотам внутренних слоев. А противоположенные серединки в конце раскидываются достаточно легко.
Классная идея! Теперь обязательно опробую этот метод в деле.

Перечитал все с самого начала, действительно суть и преимущества изначально я не понял, а теперь вижу что метод заслуживает внимания.

Кстати, для 4х4х4 здесь можно применять дополнительно вот следующую хитрость для сборки ребер:
http://speedcubing.ru/forum/index.php?topic=546.0 (если что, извиняюсь на ссылку на этот ресурс, но это больше ссылка на интересную идею)
Причем возвратного поворота на 180 в твоем случае можно вообще не делать.

Скрещивая разные методики можно получить очень интересные результаты.


Цитировать
Если бы куб был из 3-х цветов (т.е. вместо желтого-черный, вместо зеленого-синий, вместо оранжевого-красный), то можно было бы сказать, что на этом этапе он уже собран. ;)
« Последнее редактирование: 18 Июля 2014, 08:16:00 от sm »

Оффлайн sm

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 184
  • Пол: Мужской
Я сейчас попробовал пособирать 4х4х4 смешанным способом:
  • Собираем центры, считая за один цвет белый и желтый (WY-элементы), зеленый и синий (GB-элементы), красный и оранжевый (RO-элементы) цвета. Теперь повороты средних слоев на 180 градусов, не меняют общей картины, т.е. элементы WY, GB и RO так и будут оставаться друг напротив друга.
  • Спариваем реберные пары любым способом, так чтобы не нарушить взаимное расположение центральных элементов.
  • Строим центральный пояс из 4-х ребер не содержащих белые и желтые цвета, так чтобы соблюдалась их ориентация, т.е. зеленые и синие цвета ребер должны соприкасаются с серединками тех же цветов. После этого, на верхнем и нижнем слое подсчитаем число реберных элементов, которые встали желтой/белой стороной вверх:
    • Если их число четное, то паритета нет, переходим к следующему шагу;
    • Если их число нечетное, то мы получили паритет – разрешаем его, и восстанавливаем центры.
  • Собираем куб как 3х3х3, здесь только возможно придется делать обмен местами 2-х ребер.
  • Перебрасываем центральные элементы по их местам – в этом случае это делается достаточно просто.
Получается достаточно интересный способ сборки, который позволяет различить и устранить паритет на начальном этапе.

Оффлайн Леннон

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1 088
  • Пол: Мужской
  • Спящий.
Кстати, наружные слои тут тоже можно свободно вращать на отдельные 180-повороты - если они были собраны, то уже не слишком сильно спутываются.
F R U L D * 252

Оффлайн sm

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 184
  • Пол: Мужской
Кстати, наружные слои тут тоже можно свободно вращать на отдельные 180-повороты - если они были собраны, то уже не слишком сильно спутываются.
Да, это я понимаю, здесь можно и метод Морозова прикрутить. :)

Теперь и у меня есть своя запись схожего "издевательства" над 4х4х4. ;D Приятного просмотра:
<a href="http://www.youtube.com/watch?v=4MIv3thIvmQ" target="_blank">http://www.youtube.com/watch?v=4MIv3thIvmQ</a>

Очень повезло, что при сборке выпало все, что я хотел – и паритет, и необходимость обмена 2-х ребер в конце.

Оффлайн Леннон

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1 088
  • Пол: Мужской
  • Спящий.
У тебя получилось что-то иное  :)
Разница видна по расположению рёбер - я например красно-оранжевые пары, стараюсь сразу прицепить к красно-оранжевым центрам - в итоге получаются почти полные стороны.

Вот кстати, какой паритет может возникать у меня, и как можно его убирать:

<a href="http://www.youtube.com/watch?v=sIaqBSUIQdw" target="_blank">http://www.youtube.com/watch?v=sIaqBSUIQdw</a>

Ну и пара фокусов с уголками:

Пара уголков:

<a href="http://www.youtube.com/watch?v=5RPg2D-kY1w" target="_blank">http://www.youtube.com/watch?v=5RPg2D-kY1w</a>

Тройка:

<a href="http://www.youtube.com/watch?v=HmA593TKBWU" target="_blank">http://www.youtube.com/watch?v=HmA593TKBWU</a>
F R U L D * 252

Оффлайн sm

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 184
  • Пол: Мужской
У тебя получилось что-то иное  :)
Да, скрестил несколько твоих идей и некоторые вещи из своей практики. ;)
Теперь буду пробовать собрать на физическом кубе полностью по твоей схеме.

Оффлайн Леннон

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1 088
  • Пол: Мужской
  • Спящий.
Видео по методу.

<a href="http://www.youtube.com/watch?v=YpKz8v_qCRM" target="_blank">http://www.youtube.com/watch?v=YpKz8v_qCRM</a>

С того времени, появились некоторые изменения.

Быстрее стала решаться ситуация с паритетом ребер, например: u2 B2 u F2 R2 u2 R2 u' R2 u2 F2 u

Можно и вовсе использовать 10-ходовый вариант, u F2 R2 u2 R2 u' R2 u2 F2 u, правда при этом потом придется дополнительно собирать три пары.
Ну а 12-ходовый сразу исправляет 2 пары (в позициях DR, DL).

Основой этого действия был ранее найденный алгоритм, для удаления нечетности среди уголков - U F2 R2 U2 R2 U' R2 U2 F2 U.
Поскольку он на основе R2, F2-поворотов, то может быть использован на внутренние слои.
F R U L D * 252