Наверняка у каждого коллекционера шарнирных головоломок есть и другие виды. Но мы не случайно выбрали для коллекционирования именно шарнирные головоломки, понимая их отдельную привлекательность, и стоит определить точно ту область, где лежит сфера наших интересов.
Так, где та грань нашего увлечения, условно называемого Twisty?Почему «условно»? Потому что даже у известных коллекционеров и на многих сайтах, посвящённых шарнирным головоломкам, есть немало головоломок, называемых так, но по своим признакам таковыми не являющимися.
Нет шарниров. Одним из типичных таких примеров являются некоторые слайд головоломки без свободного поля. Всевозможные кольца и не только с шариками, строго говоря, тоже сложно отнести к шарнирным. Но так как они оперируют всегда группой перемещаемых элементов, без свободного поля как пятнашки, их решение намного сложнее и сродни типичным твисти головоломкам. По сути они являются ими, просто расположены на плоскости. И мы с охотой их коллекционируем и собираем. Эти экземпляры на равных включены в виртуальные музеи на многих сайтах среди других шарнирных головоломок. Но там же мы не видим классических пятнашек, хотя принцип перемещения по плоскости одинаков.
Электронные головоломки, искусственно притянутый вид к головоломкам вообще, а к шарнирным тем более. Разве, что мы их в руках крутим. По сути это не механические головоломки, поскольку там нет перемещающихся элементов (кнопки не в счёт), а компьютер или эмулятор механической головоломки или создающую новую игру. Механического в них не более чем в обычной математической задачке. Тем не менее, это один из обратных примеров не заслуженно признанного вида на некоторых популярных сайтах типов головоломок.

Эти два очевидных примера хорошо показывают не совершенность признанных как самого термина твисти, так и расплывчатость его определения по отнесению головоломок к ним.
Меня волнует этот вопрос, и я нашёл одно отличие головоломок, которое может стать определяющим и точным больше чем twisty.
Но вначале придётся углубиться в терминологию и теорию, чтобы понять логику такого решения.
Что главное в головоломке? Для чего она нужна? Если говорить об обычной загадке или задаче, то главное ответ и процесс решения. В вещественной головоломке ответ обычно известен и остаётся процесс. Точнее процесс состоит из серии ответов.
Именно процесс решения и есть основная и главная задача вещественной головоломки. И именно от процесса мы получаем удовольствие.
Теперь разберемся, какие действия, мы совершаем с головоломкой в процессе её решения.
Это перемещение в пространстве двух и более элементов головоломки относительно друг друга.Запомним этот признак и заглянем немного в историю с точки зрения этого обстоятельства. Что нам принёс Рубик, положив начало целому направлению головоломок и виду коллекционирования? Головоломку с шарнирами, да, но это встречалось и намного раньше. Объёмность, сложность механизма, многоэлементность, сложность решения… Можно придумать ещё признаки, но все они будут относительны, очевидно, второстепенны по значимости, и находить примеры в головоломках прошлых поколений.
Главное, по моему мнению, что привнёс Кубик Рубика в головоломки
это возможность перемещения только группы связанных элементов относительно других элементов, и я знаю только одну отвечающую данному признаку головоломку прошлых лет, это "восьмёрка", изобретённая более ста лет назад.


Именно это обстоятельство кардинальным образом сказалось на резком усложнении решения такого класса головоломок, а вовсе не их шарнирность.Приведу примеры классов головоломок похожих по виду и часто относимых к одинаковым, но разным по моему определению.Один из очень показательных примеров это известные
башни с шариками и бочка. Внешне довольно похожие головоломки, везде ряды шариков, расположенные в вращающихся слоях, но у башни есть возможность переместить только один элемент на одно свободное поле, а у бочки шарики перемещаются только группами. В итоге мы получаем совершенно новый уровень сложности бочки, для решения которой требуются формульные перестановки, а башня решается интуитивными, однообразными шагами сродни пятнашкам. Она таковой и является, по сути, пятнашки на цилиндре.

Раз уж о «пятнашках» обсудим не многочисленный вид головоломок
2D слайдинг пазлов. Может Вы скажете, как немногочисленных, их море? Море по исполнению и количеству элементов (поле может быть с любым количеством элементов по вертикали и горизонтали), что не особо сказывается на принципиальной сложности решения. Но как только мы посмотрим на некоторые головоломки, где элементы на таком поле можно перемещать только группами, сложность опять возрастает в разы.
Класс «минус-кубиков». Опять никаких шарниров, кстати. Тут разнообразие совсем небольшое по механизму. Его размерность ограничивает доступность для перемещения внутренних кубиков для перемещения числом 4х4х4 только в одном известном мне исполнении. Реализаций 2х2х2 и 3х3х3 побольше. Варианты маркировки граней перемещающихся кубиков и конечные варианты решения, несколько усложняют решение, но алгоритм решения всё равно аналогичен пятнашкам. Это просто многослойные «пятнашки» и в них чаще применяются чуть более сложные, но всё ещё интуитивные алгоритмы перестановки последних элементов в слое. Кубики Рубика 2x2x2, 3x3x3, 4x4x4 представляет такое же сочетание элементов, но совместное перемещение элементов с вращением делают его намного сложнее.
Змейки. Не смотря на непохожесть на типичных представителей twisty и игнорирование их многими любителями таковых, по своему принципу самые, что не наесть шарнирные. Ещё один пример «двойных стандартов». Давайте разбираться по моему признаку.
Классическая змейка. К ней я отнесу и массу других вариантов змеек с другой формой элемента, точнее любые в цепочку соединённые элементы и их немало вариантов. Во всех случаях можем оперировать только одним крайним элементом. В итоге как и в примерах выше получаем побочный эффект интуитивной сборки. Но стоит всего лишь закольцевать такую змейку, появляется, зависимые движения и она превращается следующие ниже виды головоломок.
Складные объёмные фигуры, элементы которых соединены между собой шарнирами, где элементы всегда могут перемещаться группой, игнорируются коллекционерами, часто, из-за их простоты решения, но отвечают признаку зависимого перемещения нескольких элементов. Простота решения объясняется сложностью объединения большого количества элементов с сохранением этого правила, тесть конструктивно, а не принципиально.
Меджики всегда оперируют группой элементов и, не смотря на скорость решения, придумать самому его или распутать из нестандартного положения без знаний и опыта уже сложно. С увеличением количества элементов растёт сложность и время на решение очень сильно.

Хаосы, лабиринты с одним и несколькими шариками. Принцип действия их во многом связан с силой тяжести земли (гравитацией).
Лабиринтов придумано огромное количество видов. И в некоторых появилось вращение и продольное перемещение, изменяющее конфигурацию лабиринта. Классический вариант почти любого лабиринта – это перемещение одного элемента и отсутствие шарниров. Существуют объёмные лабиринты и не лабиринты, а Перплексусы и шар Рубика, где вообще всё сводится к ловкости рук и координации движений для прохождения сразу понятного пути. Есть плоские «лабиринты» уже не похожие на его классическое понятие, но схожее по задаче, загнать группу шариков в нужное место и, хотя они могут двигаться одновременно, двигаются они по разным независимым траекториям и не отвечают признаку зависимости.
Хаосы представляют из себя несколько шариков, как правило, разного цвета перемещающихся по определённым направляющим и в изначальном понятии этой головоломки имеют вращение, переключающее соединение направляющих. Есть несколько головоломок без такого переключения, но благодаря расположению направляющих и возникающим при этом векторам гравитации перемещение возможно только сразу группы шариков, что опять резко сказывается на сложности решения, по сравнению с обычными лабиринтами. Такие головоломки бывают плоскими, где используется гравитация, а вместо шариков шайбы, но перемещения также происходит группой, что позволяет их отнести к области наших интересов.
Примеры гибридов головоломок с признаками из разных видов по моей классификации.Таковых немного, в отличие от массы примеров не стыковок при твисти классификации.
Прозрачный шар, представляющий собой механизм куба 3х3х3, но имеющий внутри лабиринт для прохождения шарика, где возможность его продвижения зависит от положения угловых, торцевых и центральных элементов головоломки. По-моему, доминантный признак головоломки очевиден, а возможность продвижения шарика лишь дополнительный критерий правильного расположения элементов, решаемого по принципам Кубика Рубика.

Есть 4 варианта отличающихся только картинкой, очень интересных
слайд головоломки, представляющую из себя класс «пятнашек», но с полем 3х3 и с отдельным десятым свободным полем. Ещё одно важное отличие её от классических «пятнашек» то, что четыре угловых элемента можно синхронно поворачивать с шагом в 90 градусов. Вроде типичная твисти головоломка, но, по-моему, отнести её к «нашим», пожалуй, нельзя. Да есть групповое вращение элементов, но присутствие возможности перемещения одного элемента приводит в итоге к простоте решения. Я никогда не пытался решать её, но сейчас, даже не имея её в руках и не будучи опытным сборщиком, придумал алгоритм решения.

На этих двух примерах мы видим более простой способ отнесения головоломок по доминантному набору признаков в моём случае, в отличие от шарнирного варианта классификации.
Это не все примеры сложно-определяемых головоломок. Позднее я приведу все оставшиеся у меня в коллекции такие спорные экземпляры с комментарием по обоснованности отнесения их к тому или иному виду. Кроме того, у меня есть головоломки, которые я сам не совсем понимаю.
Продолжение следует…