Оказывается я не стар, а суперстар!

В далёком и счастливом детстве много читал книги и журналы, в том числе по занимательной математике и около оной. А тут решил вспомнить кое что из этой литературы, как раз по теме сдвигашек.
Было что-то вроде про игру "16", то есть на игровом поле 4x4. Но в качестве бонуса рассматривался вариант сначала а правиле сдвига на торе. Ну это когда фишка уходит за пределы игровой зоны вверх или низ при сдвиге столбца, то эта фишка ставится внизу/вверху в освободившуюся ячейку. Ну это вроде понятно, вроде были игры для ПК с таким перемещением фишек.
Но вот далее шли варианты уже сложнее, когда после сдвига столбца вверх, фишка не ставилась в пустую ячейку, а приставлялась к соседнему столбцу снизу и он также сдвигался вверх. А вот уже новая фишка за пределами игровой зоны ставилась снизу первого столбца. Т.е. два столбца как бы составляли одно кольцо, а не два, как на торе было.
Также далее были и другие варианты перемещений при сдвиге, кажется чётные столбцы составляли одно кольцо, а нечётные как бы другое кольцо.
Смысл не в этом, что написано, а в том, что это была на книга или журнал, хочу опять почитать.
Подскажите, пожалуйста, если вспомните, хотя бы автора.
p.s. Возможно это Евгений Гик был, он про разное писал кажется, и было это возможно про шашки и шахматы на цилиндре и шаре. Но это не точно.
Помню вроде как был рисунок/фото игрового поля с нарисованными для подсказки стрелками, за пределами игровой зоны, куда перемещается фишка.
Спасибо, удачи.
p.s. Пару дней поискал, ясно и понятно, что не всё можно найти в интернете. Надо это сначала выложить кому-то. :-)
Проще будет сделать статью по теме сдвигашек не на прямой плоскости и опубликовать. Возможно уже кто-то напомнит где попадалась публикация с этими нестандартными принципами перемещения, со своими вариантами надеюсь, а может вычитаю сам и выложу первоисточник.
Спасибо, удачи.